И ЗАТЯГИВАНИЕ В ПИКИРОВАНИЕ

Ситуация, подобная ’’подхвату”, но с затягиванием вертолета в пики­рование возможна, в принципе, при отрицательных углах атаки. Затягива­ние в пикирование является следствием уменьшения продольного момен­та управления при малых вертикальных перегрузках в случае неблагопри­ятных аэродинамических характеристиках планера.

На рис. 3.15 сплошными линиями показан пример неблагоприятной зависимости продольного момента вертолета от его угла атаки при предельных отклонениях ручки управления. Из графика видно, что при а < — (25 … 30 ) из-за малой вертикальной перегрузки максимальный кабрирующий момент вертолета мал. Рассматриваемая зависимость отно­сится к вертолету с неустойчивым по углу атаки планером (такая ситу­ация, например, может возникнуть при повреждении стабилизатора в полете). Пунктиром на рис. 3.15 показан продольный момент вертолета с устойчивым планером. У него даже при отклоненной назад ручке уп­равления и а < —20 продольный момент становится кабрирующим, по­этому затягивание в пикирование невозможно. Таким образом, при около — нулевых перегрузках велика роль планера в создаваемом вертолетом моменте.

Рис. 3.15. Влияние статической устой­чивости планера (по углу атаки при а < 0) на затягивание вертолета в пикирование:

И ЗАТЯГИВАНИЕ В ПИКИРОВАНИЕзависимость Мг от а при отклонении ручки управления: 1,3- вперед; 2 — назад

Проявлением тенденции к за­тягиванию в пикирование являет­ся потребность в значительном от­клонении ручки управления на­зад при выводе вертолета из пики­рования. Такое явление воспринимается летчиком как неблагоприятная аэродинамическая особенность вертолета. Оно может возникнуть в резуль­тате уменьшения угла тангажа с чрезмерно большим темпом при выводе вертолета из горки или вводе в пикирование, особенно на малых ско­ростях полета. Необходимость в увеличенном отклонении ручки управ­ления назад обусловлена уменьшением эффективности управления вследствие уменьшения тяги несущего винта (вертикальной перегрузки), а также малой статической устойчивостью вертолета по углу атаки. Из рис. 3.1, 3.6 видно, что при вводе в горку Дбв = 5В — 6Вдал составля­ет 1 …2°, а при выводе из горки намного больше — 4… 6°. для того чтобы угол тангажа и перегрузка не вышли за пределы допустимых значений. Тенденция на затягивание в пикирование возможна, если при переходе на режим самовращения на скоростях полета, близких к макси­мальной, летчик быстро уменьшает общий шаг (см. разд. 4.5). Это отно­сится особенно к вертолетам, имеющим фиксированно установленный (неуправляемый) стабилизатор.