И ЗАТЯГИВАНИЕ В ПИКИРОВАНИЕ
Ситуация, подобная ’’подхвату”, но с затягиванием вертолета в пикирование возможна, в принципе, при отрицательных углах атаки. Затягивание в пикирование является следствием уменьшения продольного момента управления при малых вертикальных перегрузках в случае неблагоприятных аэродинамических характеристиках планера.
На рис. 3.15 сплошными линиями показан пример неблагоприятной зависимости продольного момента вертолета от его угла атаки при предельных отклонениях ручки управления. Из графика видно, что при а < — (25 … 30 ) из-за малой вертикальной перегрузки максимальный кабрирующий момент вертолета мал. Рассматриваемая зависимость относится к вертолету с неустойчивым по углу атаки планером (такая ситуация, например, может возникнуть при повреждении стабилизатора в полете). Пунктиром на рис. 3.15 показан продольный момент вертолета с устойчивым планером. У него даже при отклоненной назад ручке управления и а < —20 продольный момент становится кабрирующим, поэтому затягивание в пикирование невозможно. Таким образом, при около — нулевых перегрузках велика роль планера в создаваемом вертолетом моменте.
Рис. 3.15. Влияние статической устойчивости планера (по углу атаки при а < 0) на затягивание вертолета в пикирование:
зависимость Мг от а при отклонении ручки управления: 1,3- вперед; 2 — назад
Проявлением тенденции к затягиванию в пикирование является потребность в значительном отклонении ручки управления назад при выводе вертолета из пикирования. Такое явление воспринимается летчиком как неблагоприятная аэродинамическая особенность вертолета. Оно может возникнуть в результате уменьшения угла тангажа с чрезмерно большим темпом при выводе вертолета из горки или вводе в пикирование, особенно на малых скоростях полета. Необходимость в увеличенном отклонении ручки управления назад обусловлена уменьшением эффективности управления вследствие уменьшения тяги несущего винта (вертикальной перегрузки), а также малой статической устойчивостью вертолета по углу атаки. Из рис. 3.1, 3.6 видно, что при вводе в горку Дбв = 5В — 6Вдал составляет 1 …2°, а при выводе из горки намного больше — 4… 6°. для того чтобы угол тангажа и перегрузка не вышли за пределы допустимых значений. Тенденция на затягивание в пикирование возможна, если при переходе на режим самовращения на скоростях полета, близких к максимальной, летчик быстро уменьшает общий шаг (см. разд. 4.5). Это относится особенно к вертолетам, имеющим фиксированно установленный (неуправляемый) стабилизатор.